Толстый — значит живой. Вопрос «Укрупнения» ритейла.

Укрупнение основных российских ритейлеров

События последних месяцев заставили меня немного по другому взглянуть на область современного продуктового ритейла.

Кризис. Как бы не орали по телевизору про «все хорошо» он есть и он на лицо. Около 30% населения работают на еду. Еда дорожает из-за актов ответного мазохизма с вкраплениями тотальной коррупции и постоянно появляющихся и растущих: налогов, тарифов, платежей (тоже не без нее родимой)… Если ценник на минимальную корзину как-то еще держится, чтобы не взбунтовался самый преданный электорат, то стоимость товаров среднего сегмента уже давно пустилась в пляс, ибо средний класс латентен и на своем горбу привык терпеть все.

Тактика «Спихни всю ответственность на продавца» хорошо сработала в позапрошлом году, когда сетевиков обвинили в завышении цен и начались широко распиаренные прокурорские проверки, которые, как и следовало ожидать ни к чему не привели, ибо были хорошо продуманным отвлекающим маневром.

Сработает ли она снова и не пойдет ли изрядно обнищавший народ на штурм «Пятерочек» и «Перекрестков» с вилами — большой вопрос. Как следствие, ритейл пытается оптимизироваться для сокращения расходов, а т.к. кроме укрупнения он ничего придумать не может — идет именно по этому скользкому пути.

Уже сейчас X5 не сажает свой «лоукостер» меньше 700м2 и с нескрываемым презрением относится к автомобильном трафику. Тут немного отступлю…

Стоит понимать, что по нормам САНПИНа отступ от торговых площадей такого объема должен быть не менее 25 метров, а по хорошему все 50 (изменения от 2016 года). В условиях плотной застройки выполнить это условия практически невозможно, поэтому повышается ценность уже существующих площадей, но… Владельцам такой недвижимости не стоит обольщаться, у Х5 ближайшее время не останется конкурентов. Дикси дышит на ладан и прекратил даже скромные попытки расширить сеть, хотя объединение с КиБ и Бристолем может изменить ситуацию. Ритейлеры второго эшелона застыли в позе суриката, ожидая весны.

К чему приведет все вышеизложенное?
Ну или уже приводит.

1. На ТЦ менее 1000м2 найти якорного арендатора практически невозможно — эти центры торговли в региональных городах и районах будут превращаться в «Шанхай» и умирать, если не продадутся.

2. Все магазины с течением времени будут сосредоточены вдали от основных жилых массивов. А как пожилые, больные или даже просто малообеспеченные люди туда попадут?

3. Формат «магазин у дома» вынужден задирать цену на 20-30% чтобы выжить. Не нравится — езжай в центр — не можешь, мирись, покупай.

4. Тотальная диктатура крупных компаний для всех производителей и арендодетелей (это уже есть — будет хуже).

5. Коммерческий подкуп на всех стадиях и со всех сторон, заложенный в стоимость каждого батона хлеба. Еще хуже и еще больше. И это может нивелировать все выгоды от «укрупнения».

Уже предчувствую комментарии вроде «Ааа мы все умрем?» — нет, не умрем, но если не вернем нормальную конкуренцию в области производства и продажи продуктов — жить будем оооочень плохо… И с каждым днем процесс утопания в глобализационном антисанкционном коррупционно-аккупационном прорубе становится все более и более невсплываемым.